25
Апреля
2024
Сейчас
ИСКРАЛысьвенская общественно-политическая газета
230-летию Лысьвы – 230 строк Акции «Искры» Акция Армия Бизнес Благоустройство В огороде — с умом Вера Взлётка Визит Власть Война бывает разной Вопрос - ответ Вот это да! Выборы ГИБДД Горожане Горячая тема Два вопроса главе округа Декларация о намерениях Деловые новости День Победы Доброе дело Дороги Есть повод Есть проблема Жизнь Законодательное собрание Защити себя сам Здоровье Знай наших! Знакомьтесь Из неопубликованного Инициатива Искре-100 Искре-95 Испытано на себе История Лысьвы История «Искры» История и современность Капремонт Коммуналка Конкурсы Консультации Конфликт интересов Красная строка Криминал Круглый стол Культура Лысьва и Чусовой... Лысьвенская библиотека Лысьвенский городской округ Лысьвенский музей Лысьвенский театр Людям о людях Медицина Молодёжь Мужикам МЧС Мысли вслух Мысли по поводу Не возьму в толк Новое в законе Образование Обратная связь Общественный совет Осторожно: мошенники! Отдохнём! Открытие Открытое письмо Парнасские забавы Пермский край Письмо в редакцию По слухам и достоверно Погода Подписка Подробности Покупки Политика Помогите! Поступок Потребитель Почта России Правопорядок Преодоление Пресс-клуб Прецедент Приколы нашего городка Проекты в действии Происшествия Прокуратура сообщает Прямой провод Психология Путешествия Развитие Рейд Рождение традиции Связь Село Семья Сказка Событие Социум Спорт Трагедия Традиция Фестивальная Лысьва Финансы Фотофакт Цены Человек года Человек года-2007 Человек года-2008 Человек года-2009 Человек года-2010 Человек года-2011 Человек года-2012 Человек года-2013 Человек года-2014 Человек года-2015 Человек года-2016 Человек года-2017 Человек года-2018 Человек года-2019 Человек года-2020 Человек и природа ЧП Экология Экономика Эстафета на призы газеты «Искра» Это мы, Господи... Эхо праздника
Рассылка
Ваш адрес
отказаться

4 ноября – День народного единства. Каково ваше отношение к этому празднику?

«Наставление деда запомнил на всю жизнь»

31.08.2019Есть повод

Почётный гражданин Лысьвы, лауреат Государственной премии, кавалер орденов Октябрьской революции и «Знак Почёта», отличник здравоохранения, победитель городской акции «Человек года» в номинации «Человек-легенда», член общественного совета при главе города, экс-депутат Законодательного собрания Пермского края - словом, перечислить всё, чего добился в жизни заболотинский парень из многодетной семьи Александр КЛЕМЕНТЬЕВ, невозможно. Взлёты и падения, победы и поражения, счастье и горе – сколько всего судьба преподнесла этому сильному человеку! Он прошёл сквозь штормы и бури, выстоял и сохранил доброе отношение к людям, которые платят ему тем же…

НИ ОДИН КАМЕНЬ ВСЛЕД НЕ ПРИЛЕТЕЛ
- Вашей популярности, Александр Иванович, можно по-белому позавидовать. Когда идёте по улице Мира, сколько раз останавливаетесь, чтобы поговорить или поздороваться с людьми? Не считали?
- Нет. Зачем? Меня действительно в городе знают: почти 15 лет работы директором завода, на котором трудились в то время 16 тысяч человек, многое объясняют. Так случилось, что я ушёл с предприятия не по своей воле. Историю с моим увольнением многие помнят, но никто меня матом не обложил и ни один камень вслед не прилетел.
Поверьте: кресло директора такого огромного предприятия с многотысячным коллективом незавидно. Проблем в каждой семье металлургов тогда, как и сейчас, хватало. На приём приходили тысячи людей. В один понедельник принимал по общим вопросам (материальная помощь, заявления на стройматериалы и т.п.), в другой - по жилищным. Но у меня было правило: работать до тех пор, пока в приёмной есть люди. Мой секретарь В.Н. Щербакова очень помогала. Бывало, заканчивали приём в 11 вечера. Помню, в один день пришли 63 металлурга!
А в какое время мы с вами тогда жили? Ничего нигде не было: ни в магазинах, ни у города! Ресурсы и деньги имелись только у завода. Только здесь человек мог получить реальную помощь. И я сам себе говорил: «Клементьев, изыскивай любые средства!»
Помню, столкнулся с такой проблемой: очередь на получение квартир не только не уменьшалась, а росла и перевалила уже за три тысячи. Хотя в год завод обеспечивал новыми квартирами 350-400 семей. Оказалось, в очереди на первых позициях стояли люди, вышедшие на пенсию, и многие на заводе уже не работали. Вводим новый дом, заселяем, а работающим достаются жалкие крохи. Выходит, гасим накопившиеся ранее долги. Это обернулось для нас дефицитом молодых кадров.
Тогда и придумали молодёжные кооперативы - МЖК. Цеха - инструментальный, ремонтно-механический - сразу ощутили молодёжный интерес к заводу.

«ЗАТОЧИЛИ» НА БУДУЩЕЕ
- Это лишь одно направление социальной политики завода: она была значительно объёмнее и весомее. «Искра» об этом писала, и немало. Однако и инженерная мысль не стояла на месте. В вашей директорской биографии есть и реализация технических проектов, очень значимых не только для завода - для всего города.
- По большому счёту и не вдаваясь в глубокие подробности, скажу: дело, которое мне удалось, - строительство отделения покрытий, целого промышленного комплекса, завязанного на действующую площадку. Это ж надо было «перетрясти» все коммуникации! Не просто перетрясти, а «заточить» их под новые параметры будущего цеха холодной прокатки. Поэтому сегодня у нас есть избыточные мощности по теплу. Всё ж планировалось с прицелом на будущее.
На одном из совещаний в Москве, которое проводил секретарь ЦК КПСС В.В. Долгих и на котором присутствовали все министры, задействованные на пусковом комплексе наших мощностей, меня попросили рассказать, что за площадка в Лысьве. Долгих как опытный директор (он некогда руководил Норильским меткомбинатом) говорит: мол, какое это отделение - это ж целый завод! Точно сказал, ибо закладывался целый завод. То, что мы сделали, просто здорово!

- Александр Иванович, металлурги-сталевары говорили, что вы начинали рабочий день с мартена. Почему именно с него?
- Это традиция директоров метзаводов. Горячие цеха - основные в металлургии. Но и другие производства не упускал из вида. Нередко с утра и в эмальпроизводство заходил. В субботу взял за правило спокойно обходить завод с блокнотом в руках. Хожу, никто мне не мешает, пометки в записной книжке делаю, а потом разборки устраиваю (улыбается).

ОТЫГРАЛИСЬ…
- Построили второй эмальцех, в 1979-м запустили линии отделения ЦХП, а через десять лет директор и коммунист Клементьев попал под каток перестройки. Александр Иванович, ваше персональное дело с покупкой машины для сына не только на заводе - в городе вызвало шок. Заводская многотиражка на волне гласности и демократии клеймила директора. Металлурги-читатели, напротив, несли в «Искру» письма в вашу защиту. Признаюсь: часть печатали, часть отправляли в архив.
Мне довелось быть на том открытом заводском партийном собрании, где обсуждался поступок коммуниста-директора. В защиту Клементьева выступил директор ЧМЗ И.Н. Губайдулин. Запомнилось выступление начальника УКСа О.П. Ананьина, в котором он пошёл против мнения парткома, настаивавшего на снятии директора с работы. Повод для организации столь шумной партийной кампании был действительно ничтожным. Сегодня это понимают многие. Тем не менее, коммуниста-директора с огромным управленческим опытом сняли с работы и отправили в «свободное плавание». До сих пор тяжело и обидно вспоминать то лихое время?
(Собеседник заметно мрачнеет):
- Если честно, тяжело. Не мог представить жизнь без завода. Тогдашнее руководство ЛМЗ, предложив должность заместителя главного инженера по техразвитию, старалось всеми силами нейтрализовать меня. Но самые обидные моменты были, когда я работал уже на Чусовском метзаводе. Ездил туда на автобусе. Сижу на остановке в полвосьмого утра, жду, а в это время заводчане в хорошем настроении бегут на завод. Они тут, в Лысьве, а мне приходится ехать в другой город, в другой коллектив, как изгнаннику. За что?
Проступка-то не было. Эту машину ни у кого не отобрал, никаких действий, чтобы её купить, не предпринимал. Четыре авто заводу выделили в качестве премии за выполнение плана поставок металла АвтоВАЗу. Одну предложили купить мне. Я отказался, но дал коммерческому директору телефон сына. Вот и вся история.

- От кого вы в тот период жизни чувствовали поддержку?
- Понятно, на первом месте была семья. Тем же, кто готов был поддержать меня публично, как правило, слова на собрании не давали, не публиковали его высказывания. Хорошо спланированная и организованная кампания дала результаты. Члены парткома ходили на партийные собрания и вдалбливали металлургам: мол, Клементьев вне очереди купил машину сыну, нарушив социальную справедливость.
Впрочем, тогда, в 1989-м, на волне гласности и демократии, в стране уже шла «охота на ведьм». Я и попал в эту «свежую» струю перестройки. Понимал: рассчитывать на поддержку обкома не стоит. К тому времени там тоже всё поменялось.
Осталась ли обида? Не столько обида, сколько разочарование. В своём заявлении о выходе из КПСС написал, что партия в моём лице теряет активный штык. Это было действительно так.
К слову, и работа на ЧМЗ, где меня приняли хорошо, тоже в какой-то степени помогла пережить удар. Но хотелось вернуться в родную Лысьву. И когда появилась возможность организовать здесь филиал Пермкомбанка, я ею воспользовался.

- Надо сказать, многие лысьвенцы несли сбережения в этот филиал только потому, что им руководил Клементьев. Так высоко было доверие к вам...
- Даже складывались, чтобы открыть вклад под больший процент. И мы советовали так делать. До сих пор помню эти условия: открой вклад на 257 тысяч рублей под 400%. Даже до таких ставок доходило!

- Александр Иванович, когда банк пошёл на дно, вы сумели расплатиться со всеми вкладчиками. Как вам это удалось, ведь сколько лысьвенцев понесло потери от других финансовых организаций?..
- По обязательствам банка расплатился со всеми вкладчиками, но сделать это было крайне тяжело. Помогло, что в тот период лысьвенцы избрали меня депутатом Законодательного собрания. Депутатский статус помог мне повлиять на руководство Пермкомбанка.

- Двадцать лет минуло, а металлурги, особенно старшее поколение, не могут смириться с приватизацией и развалом завода. Многие считают: будь в то время у руля Клементьев, он не позволил бы так безжалостно и в короткие сроки «расправиться» с предприятием-кормильцем тысяч лысьвенских семей. Как вы считаете, можно было перестроить производства на рыночные рельсы без шоковой терапии?
- Что произошло в результате приватизации? Ценности коллектива стали присваиваться отдельными лицами. Грабительский процесс шёл не только в Лысьве - по всей стране. Про совесть, моральные ценности эти люди забыли. Возможно, их и вовсе у них не было. Приведу такой пример. Когда мы выполняли на отделении покрытий пусконаладочные работы, нам выделили три тысячи тонн чёрного металла. Получилось так, что хорошо отработали пусконаладку, сэкономили металл и решили отправить его на склад для коммерческих целей. Распоряжался им тогда В.А. Тарутин. Он выписывал его колхозам и совхозам на строительство амбаров, складов. Эту «кубышку» замдиректора по коммерции распределил честно и добросовестно. Понятно, что металл расходовали и на внутренние нужды завода и его подразделений. Я распорядился положить в склад оборудования 120 тонн: своего рода заначку. Но как только прошла приватизация, металл бесследно исчез оттуда. Два вагона!
Но это мелочь. Как-то зашёл разговор с бывшим работником отдела снабжения, отвечавшим за цветные металлы. В мою бытность отдел подкопил огромные запасы цветного металла: меди, латуни и т.д. А сколько было кабеля! Тысячи километров... И ведь куда-то такое богатство пропало, к кому-то оно «прилипло». Никто и разбираться не стал...
Если откровенно, я не позволил бы растаскивать завод в таких масштабах и оставлять тысячи его работников на голодном пайке. От позиции первого лица многое зависит - так было и так есть.

БЕДА НЕ ПРИХОДИТ ОДНА
- Лысьвенцы знают, что в вашей жизни и жизни вашей семьи были очень горькие моменты: потеря двух близких людей - сына и зятя. Какие надо иметь силы, чтобы пережить эту утрату...
- ...Да, как-то пережили (в его глазах появляются слёзы. Минуту спустя он справляется с волнением). Внуки-красавцы есть - Валерик и Саша. Это сыновья дочери. У сына выросли две дочери. Все взрослые. Год назад правнук появился. Хороший мальчишка!
Честно скажу: особенно доволен внуками. Оба без вредных привычек: не пьют, не курят, не ругаются. Валерик начинал образование на физтехе в УПИ, но через год бросил. Говорит: «Не моё!». Стал учиться на факультете информационных технологий и попал в струю. Два года проработал в крупной IT-компании Екатеринбурга, получал приличную зарплату. Сейчас перебрался в Москву. Саша пока институт не окончил. Две внучки. Одна окончила УПИ, замужем, работает инженером, а у второй скоро свадьба - собираемся на торжество.

ЖИЗНЬ БЕЗ ОГОРОДА И ЗЕМЛИ – НЕ ЖИЗНЬ
В редакцию Александр Иванович пришёл не с пустыми руками. Принёс спелые помидоры: красные и жёлтые.

- Ваша любимая культура?
- О, да! И получаются они лучше всего. Высаживаю их рано. Нынче заполнил теплицу 21 апреля. Урожай отменный! Однако главным идеологом выступает всё-таки жена Светлана. Она заказывает семена, напрягает меня, чтобы вовремя было вскопано, полито и т.д.
Вообще садоводство люблю. Вырос в своём доме. С детства копали, садили, поливали. Потом участок во втором саду взял, яблонями занимался. Не вижу и не представляю жизни без огорода и земли. Не могу сидеть в квартире и ничего не делать.

- Мы помним ваши яблоки и сидр, которыми вы угощали нас после победы на выборах в Заксобрание. Как поживают ваши яблони?
- Скромно. Яблонями надо заниматься, вовремя проводить агротехнический уход. Силы уже не те. И в саду бываю нечасто. Продать его сложно: молодёжь не сильно интересуется участками, к тому же многие покидают Лысьву. Печально, конечно, но население города стареет...

- Сколько вас знаю, вы всегда в гуще городских событий. Активная общественная работа - это ваша жизненная позиция?
- Город люблю. Были возможности - делал для него всё, что мог. Но годы берут своё, и активность уже не та. Нынче меня только один раз пригласили посоветоваться по дальнейшему обустройству Травянского пруда. Развитие Лысьвы, новая структура застройки, выполнение программы по ликвидации бараков и многое другое - всё проходило при активном участии завода. Как директор я, как говорится, ко всему руку приложил. Поэтому жизнь, судьба города и его жителей мне очень близки. Вот вам и вся позиция.

- За спиной такая богатая событиями, встречами с интереснейшими людьми, победами и разочарованиями жизнь! А в чём видите её смысл сегодня?
- Однажды прочитал в «Российской газете» стихотворение. Признаюсь: стихи не люблю и читаю их редко. А тут на глаза попались и запомнились такие строки:
Если голос сверху спросит:
«В чём, скажи, твоё желание?»,
Я отвечу: «Длись подольше,
С жизнью сладкое свидание!»
Наша семья была верующей. Мы же старообрядцы. Дедушка Михаил Васильевич наставлял меня: «С правой стороны у тебя ангел, с левой - бес. Именно он старается тебя научить плохому. Не поддавайся ему!». На всю жизнь запомнил наставление деда и старался не поддаваться бесовским искушениям. Сейчас могу сказать: жил и живу правильно.

- А уважение горожан - тому свидетельство. Спасибо, Александр Иванович!

Валентина Кокшарова, член Союза журналистов России
Фото Андрея Кудрина и из архивов Александра Клементьева и «Искры»

 

Уважаемый Александр Иванович!
Коллектив ООО «ММК-Лысьвенский металлургический завод» поздравляет Вас с юбилеем!
В истории Лысьвы немало славных страниц. Это трудовые и боевые подвиги, примеры невероятного мужества и отваги, спортивные рекорды. А ещё наш город гордится замечательными людьми: теми, кто в непростые времена ковал его промышленную мощь, благоустраивал, строил новые дома целыми кварталами, вселяя в лысьвенцев уверенность в завтрашнем дне. В числе таковых и Вы, Александр Иванович!
 Мы все - ветераны металлургической отрасли Лысьвы, работники Лысьвенского металлургического завода - от души поздравляем Вас с 85-летием! Желаем крепкого здоровья, всегда оставаться полным сил и бодрости человеком. Человеком, с которого хочется брать пример!

Сергей Дубовский, директор ООО «ММК-Лысьвенский металлургический завод»

 

Владимир ДУДКИН, экс-начальник ЦМИ-3:
- О руководителе и человеке А.И. Клементьеве можно говорить часами. Его роль в моей трудовой биографии трудно переоценить. Познакомились мы, можно сказать, случайно – оказались в одной компании. Он так интересно и вдохновенно рассказывал о перспективах  цеха  холодной прокатки (а проект под его руководством уже начал обретать реальные черты), что я дал согласие перейти из лудильного на новую площадку механиком, на приёмку оборудования. Потом были командировка в Чехословакию, работа над чертежами нового импортного оборудования, его приёмка. Александр Иванович, конечно, был в курсе всего и, если что, спрашивал жёстко. Но  чего у него не отнять, так это душевности. Он понимает людей. Сильно никого не хвалил. И мне, признаюсь, от него доставалось, но уроки управления он давал классные. 
Когда меня из механиков перевели начальником ЦХП, пришлось иметь дело с разными ведомствами, в том числе с обкомом КПСС. Там решались  все вопросы  лысьвенского объекта. И  Клементьев поручил  подготовить  официальное письмо в обком.  Сказал, что в нём стоит отразить.
С таким делом я ещё не сталкивался. Подготовил. Утром приношу на подпись. «Ты что написал!» - возмутился директор. И раз шесть заставлял переписывать это несчастное письмо в обком. Требовательности и тщательности в подготовке подобного рода документов у него не отнять. Я обижался, не скрою, но эта была мощная управленческая школа! И таким был директор Клементьев.

Виктор МИХАЙЛОВ, прокатчик:
- После армии в 1958 году устроился  нагревальщиком в ЛПЦ-1. Александр Иванович, тоже отслужив на Украине, вернулся в Лысьву и стажировался в цехе мастером. Работали мы в одной смене. Вот и считайте, сколько лет знаю этого человека. Помню, он хватался за всякую работу, освоил многие рабочие профессии.
Его особенность – простота и открытость в общении.  Вспоминается такой момент. Я был комсоргом в цехе. Приходит Клементьев. Ему исполнилось 28 лет,  и нужно было снимать его с комсомольского учёта. Спрашиваю: «Александр Иванович, почему в партию не вступаете?». Отвечает: мол, надо институт окончить (он уже учился на последнем курсе УПИ), а в партии поручениями завалят - попробуй не выполни. Меня это тогда удивило: так рассуждать о партии?! Идеалистом я был.  Много позже мой партийный идеализм рассеялся, а он и тогда весьма трезво смотрел на жизнь.
Потом я трудился мастером, а он был директором завода. Дистанция ого-го какая! Но в неслужебное время, когда мы случайно встречались, он всегда останавливался, интересовался, как дела, работа, семья. Именно он убедил меня учиться дальше. Спустя десять лет после окончания школы я и не думал снова браться за учебники. Он говорил: дескать, учиться никогда не поздно. И я заочно окончил техникум.
 Завод и коллектив металлургов были и есть часть его жизни. Он и сегодня  мимо не пройдёт. Пока с ним стоишь, разговариваешь,  обязательно кто-нибудь да подойдёт. За отзывчивость и понимание заводчане платят ему уважением и почётом.

 

 
 0
Социальные комментарии Cackle
перейти к списку статейверсия для печати
Смотрите также:

В этом году за парты впервые сядут 1012 мальчишек и девчонок
Яндекс.Метрика