29
Марта
2024
Сейчас
ИСКРАЛысьвенская общественно-политическая газета
230-летию Лысьвы – 230 строк Акции «Искры» Акция Армия Бизнес Благоустройство В огороде — с умом Вера Взлётка Визит Власть Война бывает разной Вопрос - ответ Вот это да! Выборы ГИБДД Горожане Горячая тема Два вопроса главе округа Декларация о намерениях Деловые новости День Победы Доброе дело Дороги Есть повод Есть проблема Жизнь Законодательное собрание Защити себя сам Здоровье Знай наших! Знакомьтесь Из неопубликованного Инициатива Искре-100 Искре-95 Испытано на себе История Лысьвы История «Искры» История и современность Капремонт Коммуналка Конкурсы Консультации Конфликт интересов Красная строка Криминал Круглый стол Культура Лысьва и Чусовой... Лысьвенская библиотека Лысьвенский городской округ Лысьвенский музей Лысьвенский театр Людям о людях Медицина Молодёжь Мужикам МЧС Мысли вслух Мысли по поводу Не возьму в толк Новое в законе Образование Обратная связь Общественный совет Осторожно: мошенники! Отдохнём! Открытие Открытое письмо Парнасские забавы Пермский край Письмо в редакцию По слухам и достоверно Погода Подписка Подробности Покупки Политика Помогите! Поступок Потребитель Почта России Правопорядок Преодоление Пресс-клуб Прецедент Приколы нашего городка Проекты в действии Происшествия Прокуратура сообщает Прямой провод Психология Путешествия Развитие Рейд Рождение традиции Связь Село Семья Сказка Событие Социум Спорт Трагедия Традиция Фестивальная Лысьва Финансы Фотофакт Цены Человек года Человек года-2007 Человек года-2008 Человек года-2009 Человек года-2010 Человек года-2011 Человек года-2012 Человек года-2013 Человек года-2014 Человек года-2015 Человек года-2016 Человек года-2017 Человек года-2018 Человек года-2019 Человек года-2020 Человек и природа ЧП Экология Экономика Эстафета на призы газеты «Искра» Это мы, Господи... Эхо праздника
Рассылка
Ваш адрес
отказаться

4 ноября – День народного единства. Каково ваше отношение к этому празднику?

...Пока не похоронен последний солдат

28.09.2019Андрей КудринИстория и современность

- В некоторых местах даже деревья не растут. Их сажают, но они не приживаются: в земле полно металла. Осколки, оружие, гильзы… В кабинете комитета ветеранов боевых действий на Северном Кавказе на несколько секунд вязнет тишина. На столе лежат ржавые артефакты отгремевших боёв. Это первый успех команды лысьвенцев, в составе сводного поискового отряда Пермского края отправившихся в крупнейшую международную военно-историческую экспедицию «Волховский фронт. Апраксин».

Найти, опознать
Война может показаться делом романтичным. На деле это каторжный труд. Рытьё окопов, перетаскивание снарядов, преодоление десятков километров по полям и болотам…
Сами бои – мясорубка, какую не покажут ни в одном, даже самом реалистичном, блокбастере. Ни для кого не секрет, что на полях сражений остаются тысячи неопознанных бойцов. 
Поисковое движение – специфическая деятельность организаций и отдельных энтузиастов, главная цель которых – поиск пропавших без вести солдат, их идентификация и погребение.
 Интересно, что в нашей стране направление зародилось лишь спустя два десятилетия после Дня Победы. Естественно, такой временной разрыв не в лучшую сторону отразился на сохранности останков. А ведь тогда без вести пропавшими считались около 4,5 млн человек. Системный подход к делу сформировался и того позже – примерно к середине 1980-х.
Сегодня под эгидой общероссийского движения по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества полевыми и архивными поисками занимаются 1428 отрядов: более 42 тысяч человек!
В 1989 году в поисковую экспедицию в Мясной бор съездил Евгений МИХАЛЕВ, позже ставший у истоков Лысьвенского комитета ветеранов боевых действий на Северном Кавказе. 
- Нынешней весной в Усолье, на слёте прикамских поисковых отрядов, познакомились с региональными руководителями движения, - рассказывает он. – На предложение участвовать в поисковой вахте согласились не думая.
К урочищу Вороново в Кировском районе Ленинградской области в минувшем августе отправились пять лысьвенцев. Кроме Евгения - его сыновья Михаил и Никита, а также член комитета Александр МУХАМЕТШИН и ветеран пограничных войск Виталий КОЩЕЕВ. 

Земля звенит от металла
В окрестностях Ленинграда поисковики трудятся на протяжении нескольких десятилетий. Сейчас, через 75 лет после войны, это почти не бросается в глаза, но земля здесь перепахана взрывами, изрыта тысячами окопов, исцарапана гусеницами и колёсами. Металлоискатель сходит с ума: земля звенит от металла. «Фонят» гильзы, осколки, оружие.
Не подают звуковых сигналов разве что останки павших. С сентября 1941-го по январь 1944-го здесь сгинули в боях десятки тысяч советских и немецких солдат.
- Там будут копать ещё не одно десятилетие и вряд ли отыщут всех, - рассказывает Евгений Михалев.
Любопытная, но очень характерная деталь: злые языки утверждают, что в 1960-х генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв приказал перепахать поле вблизи Вороново, чтобы скрыть истинный масштаб потерь советских воинов…
Обычно вахта длится около двух недель. Для новичков всё начиналось с лекций. В течение пяти дней они изучали тонкости поискового дела – от истории прорыва блокады Ленинграда и различий одежды солдат и командиров до тонкостей картографии и эксгумации. 
Сама полевая работа в общих чертах описывается просто – махание лопатой с утра до вечера. Выбор места для раскопок – дело особой сложности. Опытные поисковики сначала кропотливо изучают архивные документы (как отечественные, так и немецкие), сопоставляют данные донесений и пометки на картах. В противном случае можно впустую перелопатить тонны земли и не найти ни одной гильзы. При этом огромное дивизионное кладбище может находиться буквально в трёх метрах.
Дело осложняют несколько факторов. Ландшафт за 80 лет изменился до неузнаваемости. Например, на старой аэрофотосъёмке запечатлены поля, а сегодня на этом месте стеной стоит лес. Лопаты то и дело натыкаются на корни. К слову, окрестные земли имеют статус мемориальных. Это означает, что каждую вырытую яму нужно засыпать.
А копать приходится много: если обнаруживается даже маленький осколок кости, выкапывается куб земли с метровой длиной стороны. Почву буквально просеивают. И только когда становится понятно, что искать здесь больше нечего, люди идут дальше. Прозванивают металлоискателями, протыкают щупами, вырывают шурфы для определения по срезу места возможных окопов.
- В первое время вели раскопки у Барского озера. Ребята-разведчики нашли там ботинок, гранату и настрел – так называют гильзы, - рассказывает Александр Мухаметшин. - Значит, здесь были бои, и то, что под ногами, стоит изучить внимательнее.
В одном из случаев лысьвенские поисковики обнаружили гильзы. В другой раз подняли добор – фрагменты костей. К слову, скелет считается полным, когда обнаружен череп. На такие останки пермские поисковики нынче наткнулись единожды. Кости бойца перемолоты, череп пробит... Кто скажет, как он погиб: попала мина или сразило при подъёме в атаку?
- Рядом с ним откопали интересный настрел: от немецкого МГ-42, отечественных ТТ, ППШ и полный подсумок патронов для винтовки Мосина, - продолжает Александр. - Из-за немецкого арсенала сначала подумали, что это немец. Но потом дошли до верхней части скелета. Нашли ремень, на котором обнаружили вырезанные буквы – Ш.А. Рядом лежали старообрядческий крестик и медальон.
Археологи-профессионалы вскрыли его и прочитали информацию. Убитым оказался Александр Матвеевич Ширяев. Возможно, «гансовский» ствол советский солдат забрал у врага. А потом оружие забрали у него самого…
Всего по итогам этой экспедиции поисковики подняли останки 109 красноармейцев. Имена установлены у семи.
На определении личности работа не заканчивается: необходимо отыскать родственников или земляков. И сделать это порой бывает сложнее, чем найти кость в толще земли.  При этом останки не предают земле до тех пор, пока не найдутся те, кто мог поделиться информацией о погибшем. Хранением костей занимаются специалисты Министерства обороны.
- Эта работа должна продолжаться, - уверены мужчины. - Правильно говорят: война не закончена, пока не похоронен последний солдат.
Им ли, ветеранам чеченских кампаний, об этом не знать?

Найти следы земляков
- Дома сделали определённые выводы, - продолжает Михалев. - Зиму посвятим работе с архивами, чтобы знать, где именно шли бои, и не копать в стороне. Будем восполнять пробелы, запрашивать информацию из архивов.
На этот раз лысьвенцы хотят исследовать те края, где воевали дивизии и воинские соединения, сформированные на территории Молотовской области. К слову, поиск именно земляков – распространённое явление среди поисковиков.
Но главная цель энтузиастов – создание на базе комитета ветеранов войны на Северном Кавказе отдельного поискового отряда. Говорят, хотят сначала научиться всему сами, чтоб потом передавать знания молодому поколению. Хотя у молодёжи, похоже, и без дополнительного стимула проснулся немалый интерес к сложному делу.
- В конце экспедиции ребят свозили в музей прорыва блокады, показали интерактивный фильм, - рассказывает Михалев. - После того как они сами поднимали из земли останки погибших бойцов, отношение к Великой Отечественной войне у них изменилось кардинально. Пример: подарили книги о блокаде. Раньше их читать не заставишь, а тут прочитали от корки до корки – искали информацию о местах, где сами вели раскопки.
Впрочем, на некоторые жизненные моменты пересмотрели взгляды и взрослые. 
- Честно сказать, удивились ребятам из Литвы, - меняют тему собеседники. – С экранов телевизоров часто говорят, что в Прибалтике сильны антироссийские настроения. Но на деле всё иначе. Литовцы сказали просто: «Здесь вместе со всеми против фашистов воевали и наши деды. Наш долг – почтить их память». В такие минуты чётко понимаешь: политика остаётся в телевизорах, а между обычными гражданами разных стран совсем другие отношения.
Ещё один мотив создания отряда – легендарная лысьвенская каска. Об этом средстве защиты поисковики рассказывают с особой интонацией:
- Они лежали на всех увиденных нами мемориалах, даже на тех, что расположены в лесу. Простреленные, ржавые… Тем удивительнее, что некоторые специалисты, даже опытные, не знают, что каски делали только в Лысьве. Для большинства это просто шлем солдата.
Кстати, нынче нашему отряду ни разу не посчастливилось поднять из земли изделие металлургического завода. Кто-то сомневается, что однажды это всё же случится?

Фото из архива Александра Мухаметшина - здесь

 
 0
Социальные комментарии Cackle
перейти к списку статейверсия для печати
Смотрите также:

Яндекс.Метрика