20
Апреля
2024
Сейчас
ИСКРАЛысьвенская общественно-политическая газета
230-летию Лысьвы – 230 строк Акции «Искры» Акция Армия Бизнес Благоустройство В огороде — с умом Вера Взлётка Визит Власть Война бывает разной Вопрос - ответ Вот это да! Выборы ГИБДД Горожане Горячая тема Два вопроса главе округа Декларация о намерениях Деловые новости День Победы Доброе дело Дороги Есть повод Есть проблема Жизнь Законодательное собрание Защити себя сам Здоровье Знай наших! Знакомьтесь Из неопубликованного Инициатива Искре-100 Искре-95 Испытано на себе История Лысьвы История «Искры» История и современность Капремонт Коммуналка Конкурсы Консультации Конфликт интересов Красная строка Криминал Круглый стол Культура Лысьва и Чусовой... Лысьвенская библиотека Лысьвенский городской округ Лысьвенский музей Лысьвенский театр Людям о людях Медицина Молодёжь Мужикам МЧС Мысли вслух Мысли по поводу Не возьму в толк Новое в законе Образование Обратная связь Общественный совет Осторожно: мошенники! Отдохнём! Открытие Открытое письмо Парнасские забавы Пермский край Письмо в редакцию По слухам и достоверно Погода Подписка Подробности Покупки Политика Помогите! Поступок Потребитель Почта России Правопорядок Преодоление Пресс-клуб Прецедент Приколы нашего городка Проекты в действии Происшествия Прокуратура сообщает Прямой провод Психология Путешествия Развитие Рейд Рождение традиции Связь Село Семья Сказка Событие Социум Спорт Трагедия Традиция Фестивальная Лысьва Финансы Фотофакт Цены Человек года Человек года-2007 Человек года-2008 Человек года-2009 Человек года-2010 Человек года-2011 Человек года-2012 Человек года-2013 Человек года-2014 Человек года-2015 Человек года-2016 Человек года-2017 Человек года-2018 Человек года-2019 Человек года-2020 Человек и природа ЧП Экология Экономика Эстафета на призы газеты «Искра» Это мы, Господи... Эхо праздника
Рассылка
Ваш адрес
отказаться

4 ноября – День народного единства. Каково ваше отношение к этому празднику?

От автобусов - к бурёнкам

18.07.2020Елена КожевниковаЗнай наших!

Не был лодырем, всегда старался созидать

Сейчас, спустя без малого 60 лет, он и сам удивляется, почему так легко решил уехать из маленького грузинского посёлка Цхалтбила. Языка не знал, в городах не бывал, но после окончания школы вместе с другом купил билет на поезд в один конец. Прежде чем Лысьва стала его домом, он повидал и снежный Иркутск, и ветреную Камчатку. Наш город принял его не сразу, но, оценив верность земле и невероятное трудолюбие, оставляет имя Тумаса МАТОСЯНА в своей истории. Как имя ещё одного Почётного гражданина города Лысьвы.

Армянин из Грузии. Из картин детства – виноград, вьющийся возле домика в небольшом грузинском посёлке. Шрам на лице отца Оганеса Сероповича, участника Великой Отечественной войны. В его надбровье засел осколок, но врачи не стали тревожить боевую рану. Мама Тереза Авваковна – красивая, стройная армянка. Терпеливая и спокойная, чрезмерно опекающая единственного сына. Три старшие сестры, черноволосые, застенчивые, как все южные девушки. В своём симпатичном брате души не чаяли, баловали.

Тумас родился в Грузии, но по национальности он – армянин. Так вышло, что его предки бежали от геноцида в Османской империи в 1915 году и обосновались у горных соседей.

В школе успевал хорошо, особенно ему нравилась математика. А  вот русского языка не знал. Надеялся выучить. В бедной деревне ни работы, ни перспектив, поэтому, получив диплом о среднем образовании, подался с приятелем в Россию. На север, в Иркутск. Там у отца  жил фронтовой товарищ.

Грузили уголь, чтобы выжить. Первое время парни работали на комсомольской стройке. Потом Тумаса призвали в армию. Побывал в Хабаровске, Владивостоке и даже на Камчатке.

Высшее образование пытался получить трижды. В первый раз не успел сдать вступительные экзамены - забрали в армию, во второй завалил русский язык. И только с третьей попытки его зачислили в Иркутский политехнический институт ( специальность - «Эксплуатация автомобильного транспорта»).

В студенческие годы пришлось тяжело. Стипендия - 42 рубля. Из неё восемь платил за жильё – небольшую комнатушку, куда еле-еле помещались кровать, стол и табурет. Помогал дядя, который каждое лето уезжал в Россию на заработки. Высылал денег, покупал вещи.

- Иногда мы с ребятами разгружали вагоны с углём. Приезжали домой чёрные, как шахтёры, - вспоминает Тумас Оганесович. – Платили, правда, хорошо, иногда даже гуляли в ресторане. Молодые были, хотелось и в кино сходить, и повеселиться.

Невеста мечтала о России. Томск, Улан-Эде, Пермь… В памяти собеседника перечень городов, куда распределяли выпускников вуза. Отличники могли выбрать место будущей работы сами. Фамилия Матосяна стояла первой  в списке после краснодипломников. Он выбрал Пермь, потому что рассчитывал чаще ездить домой. Погостить у родителей решил и в последние летние каникулы. На малой родине встретил свою любовь.

- Пришёл к соседям, а там - Света. Познакомились, сидим, разговариваем, я возьми да и спроси: «Поедешь со мной в Россию?». А она: «Поеду!». Так и сговорились, - улыбается Тумас Оганесович.

Светлана Гевеновна, кстати, в отличие от жениха, русский язык знала прекрасно. Летние каникулы проводила у родственников в Саранске и в детстве всегда мечтала: «Буду жить в России!». Вот только отец был против её будущего супруга – род не знатный, из простых рабочих.

- Пришлось украсть невесту, – хитро улыбается Тумас Оганесович. И рассказывает подробности:

- Сговорились, что приду к ней в два часа ночи, и поедем в аэропорт в Тбилиси. Стучал, звал, камешки в окно кидал, а она не откликается. Подумал, что изменила планы. Обиделся! Прикрепил ремнём чемодан за спину, сел с приятелем на мотоцикл - и был таков...».
...А невеста проспала. Когда поняла, что суженый отбывает без неё, схватила паспорт и 30 рублей денег - и на автобус. Одна из сестёр Тумаса к тому времени уже была в браке, её супруг нашёл автомобиль и повёз девчонку в аэропорт.

- Как сейчас помню: сижу в зале ожидания расстроенный, - воскрешает картины прошлого собеседник. - Уже и билет до Перми купил. А тут Света идёт. Что делать? Отец пустится в погоню. Я – в кассу! Какой самолёт ближайший? Кассир отвечает: «Через десять минут рейс до Сочи». Обменял билеты, и мы улетели.

И даже такси... Неприглядный вокзал, грязь, лужи, дощатый тротуар, дым из заводской трубы - так молодых встретила Лысьва. Да и желаемая должность для вчерашнего выпускника вуза в автотранспортном предприятии нашлась не сразу. Почему-то не хотел руководитель приглядеться к толковому парню. Год Тумас помогал водителям в ремонтах, сам лежал под автобусами, попутно отмечая недочёты в организации работы. А после и вовсе решил сменить место деятельности. Помогла секретарь партийной организации. Увидев в приёмной парня, женщина поинтересовалась: чего такой озабоченный? А тот честно признался: хочет взять расчёт.

- Минут 30 она «воспитывала» директора, - рассказывает Тумас Оганесович. – После этого он велел писать заявление на должность начальника производства.

Старожилы помнят: раньше АТП было огромным предприятием. Это сейчас на лысьвенских маршрутах – несколько десятков «ГАЗелей». Тогда автопарк насчитывал более двухсот единиц техники: 80 пассажирских автобусов, 120 грузовых машин и даже десять такси.

Именно в 1970-е произошли две самые важные трансформации в жизни Тумаса. Его грузинские имя-фамилию русифицировали коллеги. Лысьвенцы знают Матосяна как Анатолия Осиповича. А в 1973-м он стал директором лысьвенского АТП. Рассказывает, что когда приступил к должности, в ремзоне было всего два корпуса. Места в гаражах для техники не хватало. Часто автобусы ночевали под снегом и дождём.

За 20 лет предприятие под руководством Матосяна изменилось до неузнаваемости: появились тёплые боксы для транспорта, диспетчерское отделение, блок цехов и бытовых помещений, столовая, отделение для диагностики автомобилей всех видов и даже три жилых многоэтажных дома для работников предприятия. Всё возводили хозспособом. Коллеги – руководители других предприятий, только удивлялись, как Матосяну удаётся строить. Он не скрывал: помогали личные добрые отношения с руководителями города, связи в области.

С коровами сложнее. Подсобное хозяйство тоже появилось при Анатолии Осиповиче. Примечательно, что и сегодня оно не сменило названия. Директор рассказывает: долго искал место для сельхозпроизводства. Не верится, но свободной земли тогда в Лысьве не было. Нашли пятачок возле деревни Паинцы. Построили свинарник на сто голов. Поросятам требовалось молоко. Так появились бурёнки, а уже потом первый небольшой коровник.

Нельзя обойти вниманием бессменного руководителя «Подсобного хозяйства АТП» Виктора Красильникова. В развитие сельхозпредприятия он вложил много сил и знаний. При нём оно расширялось и строилось. А когда ушёл на пенсию, эстафетную палочку принял Анатолий Осипович.

- С машинами было легче, - оценивает он имеющийся опыт. – Корову по винтикам не разберёшь. Когда пришёл в эту сферу - вообще ничего не знал. Всё пришлось изучать с нуля: производство молока, рынок сбыта. Зато сегодня могу не без гордости причислить себя к колхозникам в лучшем смысле этого слова.

За 12 лет, что Анатолий Осипович изучал аграрное дело и животноводство, подсобное прибавило в имуществе – построен цех по переработке молока, две новые фермы на 200 голов каждая. Продукцию предприятия знают и любят лысьвенцы.

Три стеллажа знаний. - Он же у меня трудоголик, - так говорит о супруге Светлана Гевеновна. Рабочий стаж Анатолия Осиповича – 52 года, супружеский – полвека. Вспоминает: был особенно счастлив, когда молодой семье дали первую в их жизни квартиру. До этого всё время жили в общежитиях, а тут - собственный угол. Не знал, с какой ноги зайти, чтобы приумножить семейное счастье.

Щемило от восторга сердце, когда родился первый сын Михаил. А когда появился Дмитрий, поменяли квартиру.

Намечающиеся внуки подтолкнули к осуществлению мечты – строительству собственного дома. И сегодня Анатолий Осипович всё время совершенствует приусадебный участок. Сам сделал систему отопления в теплице, где зреют помидоры.
В любую свободную минуту он читает. В доме  три стеллажа с разной литературой: художественной, технической.

Супруга Анатолия Осиповича подмечает: «Его хлебом не корми, дай пошуршать страницами».

«Никогда не был лодырем, - говорит о себе новый почётный лысьвенец. – Всегда старался созидать!». Наверное, поэтому в его собственной книге жизни, написанной за 80 лет, каждая строчка наполнена смыслом.

Из биографии

Тумас Матосян родился в 1940 году. Во время службы в рядах Вооружённых сил окончил автошколу и школу сержантов. В 1968-м - Иркутский политехнический институт. В АТП работал с 1968 по 2005 год старшим мастером, начальником производства, главным инженером, директором. С 2008 года и по сей день – руководитель ООО «Подсобное хозяйство АТП».

В 70-80-е годы восемь созывов работал депутатом, несколько лет - членом горисполкома.

С супругой Светланой в браке 51 год. Вырастили двоих сыновей Михаила и Дмитрия, помогали в воспитании внуков Антона и Светланы.

В этом году чета получила из рук главы Лысьвы краевую награду - медаль «За любовь и верность».

В 1976-м Анатолий Осипович награждён орденом «Знак Почёта». В 1989-м ему присвоено звание «Заслуженный работник транспорта РСФСР».

 
 0
Социальные комментарии Cackle
Смотрите также:

Лысьва отмечает 235-летие. По меркам истории – совсем юный возраст. По сути, она совсем ещё девчонка с озорным характером и большим светлым будущим
«За тираж и за кураж!» - этот искровский девиз давно стал общепризнанным в журналистском сообществе Прикамья. Сотни раз он звучал, когда газета принимала очередные поздравления с победами на региональном и федеральном уровнях. Сплочённый коллектив, более 20 лет трудившийся под руководством главного редактора, нового Почётного гражданина Лысьвы Елены ОРЛОВОЙ, продолжает работать как хорошо отлаженный механизм. А лысьвенская «Искра», взойдя на пьедестал почёта лучшей городской газеты региона в 1999 году, по-прежнему держит марку
Яндекс.Метрика