25
Апреля
2024
Сейчас
ИСКРАЛысьвенская общественно-политическая газета
230-летию Лысьвы – 230 строк Акции «Искры» Акция Армия Бизнес Благоустройство В огороде — с умом Вера Взлётка Визит Власть Война бывает разной Вопрос - ответ Вот это да! Выборы ГИБДД Горожане Горячая тема Два вопроса главе округа Декларация о намерениях Деловые новости День Победы Доброе дело Дороги Есть повод Есть проблема Жизнь Законодательное собрание Защити себя сам Здоровье Знай наших! Знакомьтесь Из неопубликованного Инициатива Искре-100 Искре-95 Испытано на себе История Лысьвы История «Искры» История и современность Капремонт Коммуналка Конкурсы Консультации Конфликт интересов Красная строка Криминал Круглый стол Культура Лысьва и Чусовой... Лысьвенская библиотека Лысьвенский городской округ Лысьвенский музей Лысьвенский театр Людям о людях Медицина Молодёжь Мужикам МЧС Мысли вслух Мысли по поводу Не возьму в толк Новое в законе Образование Обратная связь Общественный совет Осторожно: мошенники! Отдохнём! Открытие Открытое письмо Парнасские забавы Пермский край Письмо в редакцию По слухам и достоверно Погода Подписка Подробности Покупки Политика Помогите! Поступок Потребитель Почта России Правопорядок Преодоление Пресс-клуб Прецедент Приколы нашего городка Проекты в действии Происшествия Прокуратура сообщает Прямой провод Психология Путешествия Развитие Рейд Рождение традиции Связь Село Семья Сказка Событие Социум Спорт Трагедия Традиция Фестивальная Лысьва Финансы Фотофакт Цены Человек года Человек года-2007 Человек года-2008 Человек года-2009 Человек года-2010 Человек года-2011 Человек года-2012 Человек года-2013 Человек года-2014 Человек года-2015 Человек года-2016 Человек года-2017 Человек года-2018 Человек года-2019 Человек года-2020 Человек и природа ЧП Экология Экономика Эстафета на призы газеты «Искра» Это мы, Господи... Эхо праздника
Рассылка
Ваш адрес
отказаться

4 ноября – День народного единства. Каково ваше отношение к этому празднику?

«Комфортный край» – малые, но важные дела

07.03.2023Пермский край

Регион приступил к реализации новой программы

Она рассчитана на три года, на её проекты в краевом бюджете предусмотрено 6,8 млрд рублей. В чём смысл программы и что в результате её реализации получат жители Прикамья, рассказывает министр территориального развития Пермского края Светлана УСАЧЕВА 

Большая и кропотливая работа

– Светлана Викторовна, на заседании правительства края прозвучало, что в рамках программы «Комфортный край» в 2023 году планируется реализовать порядка 90 проектов по благоустройству школьных дворов, обустройству тротуаров и уличного освещения, а также по ремонту домов культуры. Возникает вопрос: а разве этим раньше не занимались в рабочем режиме? Для чего нужно создавать новую программу?
– Создав её, мы подходим к развитию территорий комплексно. Надо понимать, какой себя видит каждая территория в ближайшем будущем. Поэтому работа над программой началась с комплексных планов развития территорий, представленных муниципалитетами.
Задачу их разработки и последующей защиты поставил перед нами губернатор региона Дмитрий МАХОНИН. Выполняя её, в прошлом году каждая территория создала свою программу развития на ближайшую перспективу и до 2030 года.
Это документ, реально отражающий проблемы, существующие в населённых пунктах края, и пути их решения. Конечно, предварительно там проанализировали то, что действительно нужно людям. Изучали пожелания жителей, в том числе высказанные в соцсетях. Подключались депутаты, в правительстве каждое отраслевое министерство согласовывало все мероприятия.
После анализа планов территорий на уровне губернатора принято решение о выделении приоритетных направлений, по которым требуется дополнительная поддержка из бюджета региона, в отдельный проект – региональную программу. То есть проведена большая кропотливая работа.
Зато сейчас видим, как каждая территория планирует развитие, какие у неё приоритеты. Где-то больше нужно обратить внимание на благо-
устройство, где-то - на сферу ЖКХ, на образование и т.д. Очень важно, что на основании этих комплексных планов мы определили, что есть направления, которые сегодня не финансируются вообще, и мы должны решить этот вопрос.
Поэтому можно сказать, что «Комфортный край» – совокупность «малых дел», которые необходимо оперативно реализовать, чтобы люди в своих территориях быстро увидели результат.

Не раздавать деньги, а решать проблемы

– Появление программы – это ответ на «запросы с мест» или попытка лучше администрировать распределение средств сверху, с уровня края?
– Наверное, и то, и другое. Да, программа создана на основе пожеланий жителей. Но есть и ещё одна причина её появления. Привычная субсидия муниципалитетам, которая выделялась на протяжении 10 лет и помогала территориям решать свои проблемы, в 2024 году прекращает действие. Мы должны быть готовы предложить какой-то новый механизм.
В рамках субсидии можно было заниматься ремонтом объектов ЖКХ, школ, домов культуры – распределяли средства сами муниципалитеты. Но финансирование выделялось по количеству проживающих в населённом пункте, и меньшие территории получали меньший объём средств. Это приводило к перекосам: каким-то территориям – всё, а другим – ничего.
Поэтому в сегодняшних реалиях единая субсидия уже перестала быть эффективной. Нужно не просто заниматься раздачей денег, а адресно и системно решать проблемы, стоящие перед территориями, вне зависимости от числа жителей.

– Давайте попробуем пояснить это на конкретных примерах. Как было и как будет?
– Возьмём строительство домов культуры. Их строилось очень мало, в основном по типовым проектам, разработанным «ЛУКОЙЛом». Да, существуют федеральные программы, в рамках которых проводятся ремонты и оснащения местных культурно-досуговых учреждений, но там очень жёсткие критерии отбора проектов, и средств выделяется не так много – на один-два дома культуры в год.
У территорий тоже нет собственных средств на строительство. Но у жителей потребность в домах культуры есть. Людям нужно где-то встречаться, общаться, заниматься в творческих коллективах, проводить мероприятия. Поэтому по поручению губернатора Министерство культуры края разработало типовые проекты домов культуры на 50, 100 и 200 мест.
Мы определили критерии, где и какие объекты нужно строить, исходя из планов муниципалитетов, с учётом последующего содержания, посещаемости и т.д. Так, дома культуры на 50 мест планируется строить в населённых пунктах с числом жителей более 400 человек, на 100 мест – более 600, а на 200 – более 1400. Всего за 2024-25 годы в планах построить 19 домов культуры, из них 10 – в 2024-м, девять – в 2025-м.
Важным аргументом при разработке критериев была и динамика численности населения. Есть населённые пункты, где за последние 10 лет число жителей выросло существенно - на 30-35%. Поэтому на такие территории мы обращали внимание в первую очередь.

Когда не хватает ресурсов

– В программе «Комфортный край» четыре приоритетных проекта: «Школьный двор», «Наша улица», «Культурная реновация» и «Новый клуб». Но в понятие «комфортное проживание» входят и дороги, и теплоснабжение, и газификация, и многое другое. Почему взяты именно эти направления?
– Логика та же, как в ситуации с домами культуры. В программу включены направления, на которые либо не хватает ресурсов федеральных программ, либо нет финансирования вообще.
Например, направление «Школьный двор». Благоустройство пришкольных территорий не включено ни в какие программы, и губернатор обратил на это наше внимание: поручил разработать документ по благоустройству школьных дворов. Можно сказать, это ноу-хау нашего региона.
«Наша улица» – это в основном ремонт тротуаров и освещение. Конечно, существует федеральная программа «Формирование комфортной городской среды», но по ней прежде всего финансируется благоустройство общественных пространств и дворовых территорий. В рамках инициативного бюджетирования жители реализуют локальные проекты по благоустройству. Но из дома, из двора до школы, клуба, магазина надо как-то дойти.
Мы прекрасно знаем, что во многих населённых пунктах ничего, кроме грунтовой дороги, нет. Мы же хотим, чтобы люди шли по нормальному тротуару, а дети ехали на велосипедах или самокатах не по проезжей части грунтовки, а по комфортному и безопасному пути.
Что касается газификации, тепло-, водоснабжения и других крупных инфраструктурных проектов, по ним уже идёт достаточно масштабная работа. Это сложные, финансово ёмкие проекты, реализуемые совместно с Федерацией и с соответствующими крупными федеральными компаниями. Например, по газификации есть совместная программа с «Газпромом», и мы знаем, что она реализуется хорошими темпами.

Жизнь требует оперативных действий

– На реализацию программы на три года в бюджете региона предусмотрено 6,8 млрд рублей. В 2023 году планируется реализовать около 90 мероприятий на 1 млрд рублей. Цифры, вроде, большие, но не очень понятно, много это или мало. С чем сравнить?
– Понять это очень просто на примере того же направления «Школьный двор». В течение трёх лет на благоустройство пришкольных территорий будет направлено более 1,6 млрд рублей, в том числе в текущем году – более 500 млн. Раньше на эти цели выделялся ноль рублей. Вот и сравнение.
В целом за три года планируется преобразить 196 пришкольных территорий, из них 40 – в 2023 году.

– Светлана Викторовна, как вы сказали, на стадии формирования программы ведущая роль отводилась самим муниципалитетам, а также депутатам и общественности: именно они обозначали свои пожелания. Какова будет их роль в ходе реализации программы? Просто получать желаемое и благодарить?
– Мы помогаем им финансово, организационно, методологически, где-то проектами. Задача муниципалитетов – реализовать всё в сроки и качественно. Дмитрий Николаевич всегда требует, чтобы каждый рубль был потрачен с пользой для дела.
Муниципалитеты софинансируют все проекты, ищут подрядчиков, заключают контракты и контролируют их работу. Край в лице нашего министерства контролирует целевое использование средств и при необходимости помогает.
Что касается участия общественности, ей также отводится важная роль. Поскольку программа создана с учётом мнения жителей, они и заинтересованы, чтобы все работы выполнялись в срок и качественно. Губернатор, говоря о программе, подчёркивал необходимость общественного контроля над её реализацией. Нужно привлекать региональные отделения Народного фронта и другие общественные организации.
И, конечно, будут задействованы имеющиеся ресурсы общественного контроля, в первую очередь портал «Управляем вместе» (18+). Все объекты будут там указаны, жители смогут оперативно сообщать о возникающих проблемах, а мы сможем оперативно на это реагировать.

– Срок реализации программы – 2023-25 годы. Что будет дальше, за горизонтом этой трёхлетки?
– Текущий срок установлен по одной причине: бюджет формируется на трёхлетний период. Но нет никаких сомнений, что при успешном выполнении задач программы она будет продолжена и расширена. Её формирование продолжается прямо сейчас. Прорабатываем все важные для людей направления, учитываем интересы муниципалитетов, ведь их планы комплексного развития рассчитаны до 2030 года.
Например, много предложений поступает по созданию остановок общественного транспорта. Знаем, что где-то они или давно устарели, или вовсе отсутствуют. Жизнь не стоит на месте, и мы должны оперативно реагировать на все возникающие потребности наших территорий и решать вопросы так, чтобы жители во всех населённых пунктах, даже в отдалённых, увидели, что уровень комфорта их жизни растёт.

Владислав Поспелов.
Источник - газета «Звезда» от 22 февраля 2023 года.
/Фото с сайта губернатора Пермского края

 

 
 0
Социальные комментарии Cackle
перейти к списку статейверсия для печати
Смотрите также:

Яндекс.Метрика