
Она либо уродует, либо ломает хребет, либо предаёт забвению
Земское собрание завершает четырёхгодичный политический цикл. У депутатов «чемоданное» настроение. Кто-то навсегда оставляет депутатское кресло, и в его глазах угадывается смятение: земский «поезд» мчит вперёд, и места готовы занять другие пассажиры. Кто-то в приподнятом расположении духа: впереди - новая предвыборная борьба, и организм уже начал вырабатывать политический адреналин. А я смотрю сегодня на эту депутатскую группу и не могу удержаться от того, чтобы не сказать публично: спасибо за то, что вы немало сделали для Лысьвенского района. Но не могу и не спросить, тоже публично: что же вы сделали с районом, избранники наши?
Четыре года позади, а словно целая вечность - так много событий и встрясок вместил в себя этот депутатский срок. Если встать к его истокам и сквозь четырёхлетнее расстояние заглянуть в низовье, перед нами предстанет русло, полное порогов, крутых поворотов и необъяснимых провалов. Говорят, оборачиваться назад - плохая примета, но всё-таки попытаемся. Чтобы не повторить ошибок. В том числе и нам, избирателям, в выборе тех, кто вступает в борьбу за новый мандат депутата.
Десять против пяти
Выборная кампания городской Думы 2004 года оказалась масштабной по размаху и любопытной по составу претендентов на мандаты. Вожаки политических ристалищ бросили на электорат три кандидатские группы. В одной - представители АК ЛМЗ и партии «Единая Россия», в другой - бойцы «Привода», в третьей - муниципалы. Конкурс на депутатское место - более трёх человек. В каждом кандидатском пуле - порядка 15 человек (по количеству избирательных округов). Итог борьбы ювелирный: в городской Думе - по пять депутатов от каждой группы.
Интересную картину являла собой и расстановка местной элиты, которая всегда зависела от личных взаимоотношений директоров двух крупных предприятий: кто с кем дружит и кто с кем враждует. На тот период между «генералами» двух заводов пробежала чёрная кошка, и гендиректор АК ЛМЗ Владимир Ганьжин протянул руку дружбы главе Лысьвы Сергею Рихтеру. Другой гендиректор - Виктор Тетюев (ХК «Привод») - сохранял давнюю враждебность к ненавистному ему «пацану», вопреки воле старейше-сильнейших пришедшему к власти в 2000 году и заступившему на второй выборный срок в 2004-ом.
Соответствующий расклад сложился и в Думе: десять против пяти. «Десятка», состоявшая из металлургов и муниципалов, была крепкой и активно поддерживала Рихтера (почти открыто её называли рихтеровской). В «пятёрку» вошли приводовцы и примкнувший к ним А. Гончаров, а идейным вожаком оставался гендиректор «Привода» В. Тетюев. Его команда тоже блистала сплочённостью и, как правило, выступала против инициатив главы. Сам Виктор Степанович, отметившись на первом заседании Думы, потом не появлялся на них около трёх лет. Но четыре его «бойца» добросовестно отрабатывали нападения на главу, стараясь «опрокинуть» в Думе даже бесспорные проекты решений администрации. Это была хоть и малочисленная, но устойчивая оппозиция к остальным депутатам и к исполнительной власти того периода.
Справедливости ради надо сказать: первую половину выборного срока рихтеровская «десятка» представляла собой образец того, как должны работать с населением депутаты. Сегодня можно сколько угодно упрекать их за какие-то огрехи, но они немало сделали в своих избирательных округах. Мне не раз приходилось быть свидетелем того, как, встречаясь в администрации, они договаривались между собой, где и когда будет проведено наружное освещение, какую улицу необходимо отсыпать в первую очередь, какой мост отремонтировать, где поставить дополнительные контейнеры для мусора, где убрать несанкционированную свалку и т. п. У каждого из них был перечень наказов избирателей, и они последовательно, шаг за шагом, выполняли обещанное людям.
Два года усилий этой «десятки», помноженные на мощную поддержку главы, его заместителей и всех административных структур, принесли зримые результаты: избиратели нередко говорили спасибо этим депутатам, подкидывая им всё новые пожелания.
За каждое решение - без слов и возражений
Заседания - особая графа в истории Думы четвёртого созыва. Главную скрипку на них, безусловно, играла «десятка». Она являла собой, казалось, непробиваемый монолит. Депутаты практически без обсуждения голосовали за предлагаемые главой решения. Поначалу меня как обозревателя работы Думы, которому было важно отразить в газете мнения депутатов, такое немногословие, честно говоря, злило: хоть бы как-то мотивировали своё голосование «за»! Увы. Если, к примеру, рассматривались поправки в бюджет, то председатель бюджетного комитета А. Стяжкин умудрялся в двух словах сообщить: в комитете предложения администрации обсуждались, решение нужно принимать. Ну хоть бы один-два возражения проектам городской администрации! Однако секрет такого единогласия «десятки», как оказалось, был простым: все спорные моменты обсуждались с главой до заседаний, в Думу эта группа приходила с уже выработанным решением. Мне, к сожалению, не довелось присутствовать ни на одной из таких «предвариловок», но, говорят, спорили на них, бывало, до хрипоты и разборки бывали крутыми.
В течение двух лет абсолютное лидерство в думском составе держали председатель Виктор Комаренко, депутаты Андрей Сычугов и Алексей Стяжкин. Активную поддержку позиции большинства обеспечивали Владимир Губин, Сергей Кислухин, Евгений Трегубов, Сергей Журавлёв. К ним небезуспешно примыкал и Александр Лямин. Позднее, когда после довыборов в Думу пришёл Олег Климов, эта группа заполучила ещё одного союзника.
Наблюдая за происходящим на заседаниях, нельзя было не заметить: соотношение сил «десять к пяти» было настолько неравным, что оно внутренне деморализовало оказавшуюся в меньшинстве группу. Видимо, понимая бесполезность своего участия в работе Думы, уже после первого заседания ее перестал посещать Виктор Тетюев. Но надо отдать должное остальным членам «пятёрки»: они стойко держались под напором большинства, доказывая свою, нередко (с моей точки зрения) противоречащую здравому смыслу, позицию. Даже осознавая, что их группа не может повлиять на результаты голосования, Владимир Горнов, Татьяна Ковина, Александр Лукин, Александр Гончаров упорно стояли на своём. Но крепости этой команде хватило ненадолго: вероятно, осознавая никчёмность всего этого, в Думе всё реже стали появляться Александр Гончаров и Татьяна Ковина. Нередко случалось, что на заседаниях из этой группы присутствовал лишь один Александр Лукин.
Свою лепту в разрушение «пятёрки» внесли выборы депутатов Думы городского поселения: Татьяна Ковина решила баллотироваться в поселенческую Думу и, отвоевав другой мандат, распрощалась с коллегами по старой Думе, получившей к тому времени новое название - Земское собрание. Место Татьяны Петровны в пятом округе после довыборов занял депутат Олег Климов, незаметно став одиннадцатым в группе «рихтеровцев». А вскоре произошла ещё одна политическая мини-трагедия: сменив место в «Приводе» на должность в администрации городского поселения, покинул земцев и Александр Лукин, самый добросовестный и последовательный представитель интересов группы Виктора Тетюева в Земском собрании. От оппозиционной «пятёрки» остались рожки да ножки. Наверное, так и работали бы депутаты до истечения срока полномочий, но в Лысьве начался новый предвыборный шторм.
Почему депутаты, когда-то, как говорят, вскладчину подарившие Сергею Рихтеру элитного коня, переметнулись на другую сторону политических баррикад? Об этом и другом – только в разделе «Подписчикам».
Социальные комментарии Cackleперейти к списку статейверсия для печати