
В 93 года купила ноутбук!
08.11.2018Людмила Балагурова, лауреат премии им. Г. Занадворных.- «Что ж ты, моя девочка, надумала замуж-то так рано? - причитала мама. - Ведь даже приданого не успели сготовить», - вспоминает Зинаида Степановна ГРАБОВСКИХ свою молодость. - Стали с мамой срочно шить одеяло, ведь в магазинах ничего не было. Она достала кусок красивой цветастой ткани, но её не хватило: пришлось дополнить чёрным сатином. Вот и жизнь моя полосатая: по яркому цветочному полю - чёрная полоса войны...
РУКОДЕЛЬНИЧАЛА С МАМОЙ. Мы сидим с ней в уютной обихоженной квартире, и под щёлканье кенаря Кеши она делится воспоминаниями:
- Жили мы в большом двухэтажном доме № 54 на улице Кунгурской. Этот дом, который строил мой дед, до сих пор стоит и хранит тепло для людей. Так случилось, что отец, работавший на жести, умер в 1929 году, оставив маму с шестью детьми на руках. Жили плохо, голодно. Коровы-кормилицы у нас не было, только куры.
Мама ткала половики, вязала, шила на продажу тёплые бурки, которые нужно было носить с калошами, и я вместе с ней рукодельничала, ходила в школу. В семье была младшей.
Старшие братья начали заводить семьи, у них рождались дети, и меня отправляли водиться с малышами. Бывало, всю ночь ребёнок кричит, и утром я, невыспавшаяся, клюю носом на уроках. Водилась с племянниками, а вот своих детей Бог не дал. Может, война проклятая виновата…
ЛЮДИ УМИРАЛИ ПРЯМО В ЦЕХАХ. Окончила школу в 1941-м, поступила в ремесленное училище. Подруги ходили в форме, подпоясанные ремнём с красивой блестящей пряжкой. Мне очень хотелось нарядиться так же и солидно вышагивать вместе с ними. В августе 1942-го я уже работала штамповщицей в цехе сшивной посуды № 3 на ЛМЗ. Так началась моя трудовая биография. Закончилась там же в 1978 году…
И все эти годы она оставалась верной избранной профессии, с годами набиралась опыта и знаний. После войны работала табельщиком, затем счетоводом по материалам, бухгалтером в ЦМИ-1, с 1973-го - бухгалтером-контролёром в главной бухгалтерии завода.
- Перевели работать на каски в восьмой цех приклёпщицей, - продолжает она. - Тяжело и трудно тогда было всем. Люди падали и умирали прямо в цехах, у станков. Тем дороже были внимание и забота окружающих.
Помню, меня отправили на три дня на подмену работника к печи, где обжигали каски. Их после обработки в пескоструе и сбрызгивания складывали на тележку, которую нужно было толкать в печь. Я помогала мужчине, помню его фамилию - Жихарев, а он всё время говорил: «Посиди маленько» и сам ворочал тяжеленную тележку. А я смотрела на него и думала: вот таким же был мой отец.
Как нам не хватало отцовской заботы и поддержки! Упала крыша в ограде - у нас ни сил, ни средств её поднять. Пришлось меняться на домик
поменьше, одноэтажный, да ещё и придачу хозяин затребовал. Видит, что за женщину заступиться некому…
КИСЕЛЬ ИЗ ПРОШЛОГОДНЕЙ КАРТОШКИ. В цехе познакомилась с будущим мужем - электросварщиком Леонидом, с которым прожили 50 лет. И был он таким же безотцовщиной, как и я. Он потом вспоминал о нашей встрече: мол, сидит такая щупленькая девчушка в красном платке, стучит молотком по каскам - и сама вся красная от усердия. Не пройдёшь мимо равнодушно!
Платок этот я берегла. Выдали его маме, тоже рабочей завода, когда был открыт второй фронт и стала приходить гуманитарная помощь по лендлизу. В цехе было холодно, и мамин платок, как и её забота, грели меня. Помню, постоянно хотелось есть. Не любила ночных смен: паёк выдавали вечером, и разве удержишься, чтобы не съесть? А потом целый день живёшь воспоминаниями…
Для протирки касок давали кокосовое масло, и голодные иногда пытались отлить в пузырёк из бочки. Чтобы прекратить воровство, начальство решило поставить сторожа, но человеку надо платить, а средств нет. Как быть? Привели собаку. Но бедная псина была до того истощена, что просто лежала и совсем не следила за порядком. Масло таскали, из него варили мыло, меняли на продукты.
Помню, весной, когда перекапывали поле под картошку, находили прошлогодние клубни: в кожуре-скорлупе - горстка крахмала. Из него варили кисель. Теперь почему-то такой картошки нет…
И ВЕЗДЕ ЦВЕТЫ. Она листает альбом, с улыбкой знакомит с родными, по-
другами, которых у неё очень много: такой уж щедрый на доброту и отзывчивый она человек. Много цветных фотографий, где она с мужем и родными в Крыму, Николаеве. И везде цветы, которые так любит и которыми украшена её квартира.
Мгновения прошлой жизни - как разноцветные куски весёлого ситца. А между ними чёрной полосой – фотографии военных лет. Она охотно делится воспоминаниями, полна интереса к людям и жизни. Купила ноутбук, общается с племянницей из Израиля, и это в 93 года! С удовольствием читает книги, журналы. Показывает свою библиотечку: недавно закончила знакомство с романом Е. Фёдорова «Демидовы», с удовольствием перечитывает классиков - Чехова, Некрасова.
Смотрю и просто любуюсь этой светлой жизнелюбивой женщиной. Так хочется пожелать ей тёплых солнечных дней, новых поездок, встреч, интересных книг и благо-
получия ещё на многие
дни!
Фото из архива З.С. Грабовских
Социальные комментарии Cackleперейти к списку статейверсия для печати